Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Шаблыкинского района Орловской области
Навлинская СОШ
OBR57.ru

Школьный музей

Школьный музей

Материалы

Положение о статусе школьного музея

Анкета представление

План работы

Связь музея с другими школами и общественностью

Программа  работы школьного музея  на 2015-2020 уч.г.

Использование музея в учебной деятельности

История создания

Отчет о работе

Письма опаленные войной

 

 

АНКЕТА-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 

  1. Полное наименование музея

Навлинский школьный краеведческий музей

2. Дата основания музея 20 июня 1974 года

3. № свидетельства школьного музея и дата паспортизации

№2047 от 20 июня 1974 года

4. Наименование образовательной организации, в которой действует музей

МБОУ «Навлинская СОШ»

5. Адрес, телефон (факс), E-mail, сайт Орловская область Шаблыкинский район с.Навля пер. Школьный д.3, тел.8(48644)25448 navlyaschool@mail.ru

6. Ф.И.О. (полностью), должность, место работы руководителя музея,

телефон Алдошкина Анна Владимировна учитель истории и обществознания МБОУ «Навлинская СОШ»  тел. 89803658289

 

7. Педагогический стаж 17 лет, сколько лет руководит музеем 11 лет

8. Перечень прилагаемых материалов: программа музея; организация поисково- краеведческой работы; краткая характеристика фондов музея; название (тематика) разделов экспозиции; использование материалов музея в образовательно-воспитательном процессе образовательной организации;

экскурсионная, просветительская, методическая работа музея; использование

материалов музея в СМИ, научно-популярных и иных изданиях; работа актива, совета музея, диск с презентацией.

Приложены все материалы по списку.

 

 

Директор школы:__________________________Гоманкова Е.М.

 

 

Даю согласие на обработку персональных данных

 

 

Руководитель музея: ______________Алдошкина А.В.

 

 

 

История создания Навлинского школьного музея

Навлинский историко-краеведческий музей в школе начал создаваться ещё в 1967 году. У истоков этого большого начинания стоял директор школы Козлов С.И.  Музей создавался усилиями всего педагогического коллектива, учащихся школы, родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, жителей села Навля. Год за годом шла кропотливая работа классных руководителей школы со своими воспитанниками. На просьбу о создании музея живо откликнулись, и жители села, отдавая следопытам не хитрую старинную утварь. Идея создания музея в школе принадлежала,  Сергею Ивановичу Козлову и учительницы географии Горюновой Т.И. Постепенно в музей расширялся, обновлялись экспонаты. Поисковая работа началась ещё в1963 году и продолжается сейчас. Музей пополнился новыми ценными экспонатами и документами, чудом сохранившимися остатками военных лет, предметов быта. Наш музей является одним из старейших школьных краеведческих музеев.

На протяжение многих лет велась активная краеведческая работа под руководством Козловой М.С. Благодаря её усилиям, были упорядочены материалы по нескольким разделам. Сейчас в музее есть экспозиции: «Быт русской деревни», «Село: вчера, сегодня, завтра», «Люди нашего села», «История школы», «Шаблыкинский вестник и мы».

Особое место в музее занимает экспозиция, посвящённая материалам о Великой Отечественной войне. Часто наши краеведы занимали призовые места в районе и области. Краеведческий материал « Никто не забыт, ничто не забыто», собранный учащимися в 2002-2003 году, занял первое место на туристическом слёте и был представлен ученицей 10 класса Голышевой Юлией на одном из заседаний секции, посвящённой  ВОВ во Всероссийском пионерском лагере « Орлёнок».

В 2008году наши ребята получили диплом I степени и грамоты за активное участие в областной конференции «Орловщина-отечество моё».

В 2012 году на областном смотре конкурсе этнографических экспозиций образовательных учреждений наш краеведческий музей занял III место в номинации «Организация поисково-исследовательской деятельности».

В 2014 году наш музей награждён дипломом II степени областного смотра –конкурса военно-исторических музеев и экспозиций образовательных организаций, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Более подробную информацию о истории нашего музея вы можете получить посетив нашу школу.

 

Использование  школьного музея в учебном  процессе.

Алдошкина Анна Владимировна, учитель истории МБОУ «Навлинская СОШ», руководитель школьного краеведческого музея.

В статье рассказывается о применении материалов школьного музея   при обучении учащихся средней школы на уроках истории и обществоведческих дисциплин.

 

Ключевые слава: музей, исследовательская деятельность, музейный предмет, музейная педагогика.

 

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников.  Школьный музей  может стать средством социальной адаптации учащихся, накопления и развития ими социального опыта. Именно школе, и в частности школьному музею, принадлежит важная роль в воспитании основ патриотизма. Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры – эта основа патриотического воспитания учащихся в настоящее время.

Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. В первую очередь это решается на уроках истории и культуры родного края. Ведь история – это учитель жизни, зная прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее. Работа в музее поможет понять и глубже постигнуть прошлое, традиции, обычаи, мировоззрение своего народа. Мало знать перечень дат, событий, имен выдающихся людей, перечень памятников истории и культуры, нужно все это прочувствовать самому.

Важная форма работы музея — привлечение его материалов, как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету. На уроках истории используются экспонаты музея, на материалах музея пишутся рефераты и доклады.

В своей урочной и внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности музеев. Необходимо заинтересовать учащихся изучением истории своей малой Родины: быта народа, среди которого они живут, узнать его историю, национальные и культурные традиции.

В нашей школе краеведческий музей  представлен четырмя экспозициями: «Светёлка», «История школы», «Село в годы Великой Отечественной войны», «История села Навля». Фонд музея составляет около  тысячи подлинных экспонатов.

История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное положение закреплено в программе по истории России. Краеведческий материал имеет важное самостоятельное значение.

Использование материалов музея можно разделить на три направления:

 .Исследовательская работа

· Уроки

· Внеклассные занятия.

Исследовательская деятельность.

Важное место в историко–краеведческой работе занимает исследовательская работа, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности. Учащиеся приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.

В «Исследовательской деятельности» совместно с учащимися были созданы следующие  проекты:

 

  • «Семейная реликвия»;
  • «Школа ты не старишься, никогда не старишься»;
  • «Навля – вчера, сегодня, завтра»;
  • История одного экспоната (описание экспонатов музея- шлема танкиста, самовара, лапти, прядильного станка и т.д.);
  • «Трех цветов Российский флаг, многоцветен этот стяг»;
  • «Человек в истории XX в.: Илья Васильевич Воронов- последний защитник дома Павлова»;
  • «Листая семейный альбом» по материалам фронтовиков
  • «Учителями славится России» ( об учителях- ветеранах школы);
  • «Война глазами детей»;
  • «Война в моей семье»;
  • «Моя родословная».

 

Все работы используются на тех или иных уроках. Работы «Листая семейный альбом»,  «Война в моей семье», «Война глазами детей» помогают ребятам на примерах знакомым им людям (жителей села и района) проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны. Рассказы и воспоминания  родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку. Ребятам важно понять ту нить, которая связывает все поколения. Прочувствовать, что история страны непосредственно связана с историей города, историей своей семьи. Ребята на уроках отвечают на вопрос, как история страны связана с историей их семьи.

 Применение материалов школьного  музея в учебном процессе.

Материал, собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя истории, литературы, начальных классов на своих уроках. Они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.

          Например, по истории и краеведению, материалы музея используются при изучении следующих тем:

· « Великая Отечественная война»

· «Орловский край»

· «Культурное наследие Земли Орловской»

· «Писатели и поэты  Орловщины».

На уроках экономики  при прохождении темы «Денежное обращение» показываю коллекцию денег советской эпохи. На уроках по истории России:

. темы «СССР в 60-70-е гг.», «СССР в 80-е гг.» - предметы быта людей этой эпохи, экспонаты по истории пионерской организации»;

. тема «СССР в 90-е гг.»- показываю ваучер ( приватизационный чек), а также талоны на продукты.

Применяю также такую форму как музейное занятие.

Разработаны следующие музейные занятия на экспозиции школьного музея:

. «Навля в годы Великой Отечественной войны»; город- фронт, была победа»;

. «История и технология гончарного дела»;

. «Исторический музей – памятник культуры и хранилище музейных памятников».

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события.

Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса.

При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обучаемых.

          Применение исторических источников при обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов. Исторические памятник, это тот вид наглядности, при котором на уроке истории представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Вещественные и документальные экспонаты школьного музея могут играть большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого, помогут выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

          К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

          Экспонаты экспозиций школьного музея очень важны при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.

          Но для того чтобы что-либо исследовать, нужно иметь перед собой объект исследования. И здесь на помощь ученикам приходит школьный краеведческий музей, в котором собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами. Все экспонаты собраны руками учащихся, учителей и родителей, что  способствует проявлению интереса работы с ними.

Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки на базе музея не только не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории России, делают знания учащихся более прочными и глубокими.

 Метод использования школьного музейного материала позволяет мне вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки. При этом процесс обучения проходит наиболее естественным и доступным путем.

Литература.

 1.  Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

2. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.

 3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая  научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

 4.Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

5. Соловьева Н.В. Педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды /Соловьева Н.В. - Воронеж: Изд-во Воронежского госпединститута, 1996.- 119 с.

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.