Информационная безопасность
В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в МБОУ Навлинской СОШ, являются:
- 1) В образовательные программы начального, основного и среднего образования внесены вопросы обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет;
2) Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации;
3) Проводятся внеурочные занятия с учащимися по теме "Приемы безопасной работы в интернете" ;
4) Установка в ОО программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика;
5) Обеспечение услуги доступа в сеть Интернет образовательного учреждения с обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика (установка контент-фильтра);
6) Обеспечение доступа обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет;
7) Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении;
8) Информационное просвещение участников образовательного процесса о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
9) Размещение на официальном сайте школы информации по интернет-безопасности, ссылок на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса;
10) Участие в обучающих семинарах для руководителей, учителей по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома;
11) Проведение обучающих семинаров для учителей ОО по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде и дома. -
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
- целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
- конфиденциальность информации;
- доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Что такое киберпространство?
Это глобальное информационное пространство, в котором происходят телефонные разговоры, чаты, онлайновые дискуссии и другие виды электронных коммуникаций.
Виды насилия над детьми в киберпространстве.
- Приставание или «обхаживание» в сети (grooming) -вхождение в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения.
Преступники чаще всего устанавливают контакты с подростками в чатах или на форумах. Обычно они хорошо осведомлены об увлечениях современной молодежи и без особого труда поддерживают беседы. Они находят собеседников, которые чем-то расстроены или ищут поддержки, сочувствуют им, затем предлагают перейти в более уединенное виртуальное место общения. Постепенно втягивают их в обсуждение интимных вопросов. Затем оценивается возможность встречи в реальном мире.
- Запугивание, преследование, издевательство, насмешки и другие действия - которые способны напугать, унизить и иным образом негативно воздействовать на ребенка (bullying)
Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Они создают сайты, посвященные сверстникам, которые по тем или иным причинам становятся «изгоями», размещают компрометирующие их фотографии, посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, распускают неприличные слухи. Иногда сцены издевательства снимаются на фото - или видеокамеру и затем распространяются через Интернет.
- Показ материалов, которые могут нанести вред физическому или психологическому здоровью ребенка.
У большинства подростков увиденные в сети сексуально откровенные материалы вызывают беспокойство и тревогу. Кроме того, просмотр порнографии может привести к возникновению у несовершеннолетних зрителей следующей реакции:
- зависимости от порнографии;
- увеличение ее потребления;
- снижения чувствительности и склонности к подражанию.
- Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.
Детская порнография – представляет собой один из самых доходных видов криминального бизнеса. При этом распространение порнографических материалов – это вершина айсберга, в основе которого – сексуальное насилие и торговля детьми. Наиболее откровенные материалы изображают ребенка, занятого реальными или имитируемыми открытыми сексуальными действиями, или непристойно показывают части его тела.
Кто может пострадать от насилия в киберпространстве?
Чаще всего в сети ищут дружбы и общения подростки, которые не находят понимания у своих близких и трудно заводят друзей в реальном мире. Как правило, это:
- дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
- дети, пострадавшие от сексуального насилия;
- воспитанники детских домов и интернатов.
Однако в последнее время среди пострадавших от вовлечения в изготовление порнографии все чаще встречаются подростки из вполне благополучных и достаточно обеспеченных семей. Они добровольно участвуют в съемках, объясняя это «модой» и «желанием стать звездой». Но в любом случае за вовлечение несовершеннолетних в изготовление порноснимков (независимо от того происходило это с их согласия или без) ответственность несут взрослые люди.
ПОМНИТЕ: Дети страдают от насилия, как в момент изготовления порнографической продукции, так и впоследствии, поскольку фотографии или фильмы, изображающие акт насилия, годами циркулируют в сети Интернет и доступны миллионам потенциальных зрителей.
Родители могут сделать многое для безопасности детей в Интернете. Проявляйте интерес к занятиям своего ребенка. Чаще общайтесь с детьми, спрашивайте о виртуальных друзьях, интересуйтесь, какие темы обсуждает ваш ребенок в чатах и на форумах.